«Маленький Принц»: детская сказка-притча с недетской философией.
«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» — Антуан де Сент-Экзюпери.
Как бы это не звучало странно, но книга «Маленький принц» предназначена для взрослых. Эта, казалось, наивная поэтическая сказка — о мужестве и мудрости безыскусной детской души, о таких важных «недетских» понятиях, как жизнь и смерть, любовь и ответственность, дружба и верность. Так что же стоит за, вроде бы, детской сказкой и почему она ставит перед читателем совершенно взрослые вопросы? Попытаемся разобраться. Я не мудрец, но покажу вам, что скрывается между строк, те самые вопросы, а может быть и ответы. Скажу сразу, не пытайтесь искать в тексте «подводных камней», аллюзий и намеков. Все гораздо проще, философия Экзюпери однозначна и доходчива, ибо заново открывает в нас детское мировоззрение, которое люди теряют, становясь старше, когда мир из цветного и огромного становится мал, с преобладанием серых тонов. Где-то там, за границей песков пустыни, продолжается беспощадная война. Автор не описывает все ужасы боев, да это и не нужно в данной книге. Контраст между миром детства и миром взрослых мы ощущаем на каждой прочитанной странице. «Странный народ эти взрослые» – каждый раз говорит Маленький Принц после посещения очередного астероида с очередным умником. Вот только мы – «странные взрослые», в погоне за призрачной мечтой, в суете тоскливых будней и рутинной работы, стали забывать и отмахиваться от банальных, на первый взгляд, истин. Даже военному летчику потребовалась помощь ребенка, чтобы понять и увидеть: жизнь – прекрасна, а любовь и преданность стоят того, чтобы за них умереть. Герои книги буквально разбрасываются жемчужинами многовековой человеческой мудрости. «Мы в ответе за тех, кого приручили…» Оглянитесь, кто-нибудь об этом помнит? Вряд ли. Людям легче разрушать и творить зло, чем созидать. Потому что самое сложное человеку – это держать ответ не только перед любимыми, но и перед самим собой. В нашей повседневной жизни такие понятия как дружба, честность, преданность, любовь превратились в фарс, в очередные маски паяца. «…Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Загляните в себя и подумайте, когда вы в последний раз «видели сердцем», пропуская через душу все то, что наболело и накипело, не испугавшись свернуть с разумного пути? «Люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут». Сколько лет вы потратили в беготне за «журавлем в небе», за пустыми грезами – цена, которым грош? «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал…» Когда ваш голос истины стал носить одеяния лести и лжи? Но только ли философскими вопросами закидывает нас автор? Нет. Экзюпери дает и ответы. «Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр», – говорит Король. «Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты — это твои действия, и нет другого тебя», – вторит ему автор. ««А ведь то, что они ищут, можно найти в одной единственной розе, в глотке воды…» – не уставая, твердит Маленький принц. И тут же пустыня превращается в нить бесцельно прожитых лет. Маленький принц оказывается всего лишь прообразом твоей души – ребенком, который живет в каждом из нас, и о котором мы предпочитаем не думать. Словно апостол Павел, который написал о том, что Бог есть Любовь – Экзюпери открывает для нас, не задумываясь, секрет: «Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, — этого довольно: смотришь на небо — и ты счастлив. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…» Ибо она такая, любовь, которой живут и дышат, и о которой написано немало удивительных и прекрасных строк различных авторов разных эпох. И, пускай, роза горда и самовлюбленна – принц ее по-настоящему любит, и самым мужественным поступком оказалась пожертвовать собой ради единственного цветка. Да, единственного! Ведь наткнувшись на сад с тысячью роз – Маленький принц заплакал не от того, что его роза, как две капли воды, похожа на другие. Нет, цветок стал для принца еще более уникален, еще более любим, а заплакал он лишь от чувства утраты. Даже смерть в книге обретает иную форму. Она уходит на второй план и превращается в путь домой, туда, где тебя любят и ждут. Подводя итог, я хотел бы привести еще пару цитат из книги: «Взгляните на небо. И спросите себя: «Жива ли та роза или ее уже нет? Вдруг барашек ее съел?» И вы увидите: все станет по-другому… И никогда ни один взрослый не поймет, как это важно!». И вторая: «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Не забывайте об этом!